Коррекция страхов и неуверенности в себе: Мой Внутренний Помощник

Как известно многим психологам, консультирование подростка – сложный, многогранный процесс, требующий профессиональной компетентности, чуткости и поддержки со стороны психолога, в особенности, если заходит вопрос о страхах, неуверенности в себе и профессиональном самоопределении подростка.

2 года назад я пришла работать в МБОУ «Константиновская школа» педагогом-психологом и первое знакомство произошло у меня в кабинете с тремя ученицами 9 класса, среди которых была Василиса (имя обучающейся изменено с целью соблюдения принципа конфиденциальности). Оказалось, что ученицы «случайно» зашли в кабинет, «чтобы познакомиться». Помню, мне задавали множество вопросов, с одной простой целью – проверить, действительно ли я хороший психолог, которому можно довериться.

С тех самых пор именно они стали частыми посетительницами кабинета психолога.

Одной из девочек была Василиса – прекрасная, статная, умная и культурная девушка, вела себя зажато и скованно, видно было, что ей достаточно трудно дается общение и не только со мной…

В течение двух лет мы с ней и ее мамой активно работали по различным вопросам, с которыми она ко мне обращалась: неуверенность в себе, трудности в общении со сверстниками, во взаимоотношениях с родителями, в профессиональном самоопределении были ключевыми в наших беседах. На сегодняшний день Василиса преодолела много трудностей, стала более активной и внимательной в общении со сверстниками, понимающей и поддерживающей родителей.

В данном консультировании я приведу пример коррекции негативных эмоциональных проявлений и страхов у Василисы, теперь уже, обучающейся 11 класса.

На одну из консультаций ко мне пришла Василиса и рассказала, что ее беспокоит какой-то неопределенный и непонятный страх.

Психолог: А когда этот страх возник?

Василиса: Приблизительно неделю назад.

Психолог: И что же тогда произошло?

Василиса: Вроде бы ничего страшного, я стояла в городе рядом с магазином канцтоваров, мне нужно было туда зайти и кое-что спросить и тут мне стало очень беспокойно…

Психолог: Тогда давай постараемся разобраться, что это за страх с помощью рисунка этого страха?

Очень часто подросткам трудно сформулировать, что или кто вызвал страх и лучшим, на мой взгляд, способом выражение этой эмоции является рисунок, наглядно отраженный образ страха уже способствует конкретизации и преодолению этого чувства.

 

Рисунок страха Василисы выглядит следующим образом (Рис.1):

Психолог (рассматривая рисунок и обращаясь к Василисе): Складывается впечатление, что когда ты чем-то напугана или обеспокоена, все твои мысли зациклены только на этом страхе, ты не знаешь как поступить, страх сковывает тебя, ты ничего и никого вокруг себя не видишь.

Василиса: Да, я начинаю долго думать об одном и том же, не могу найти выход из положения…

Психолог: А этот страх возникал у тебя когда-нибудь прежде?

Василиса: Обычно я хорошо справляюсь со страхами, а тут … Еще когда на День открытых дверей в университет ездила, схожее чувство было.

Психолог: Тогда давай сделаем интересное и необычное упражнение, которое называется «Мой Внутренний Помощник»?

Василиса: Давайте!

Психолог: Тогда сядь удобнее, закрой глаза и представь себе человека, который всегда тебе помогает, мало чего боится, хорошо справляется со своими страхами. Посмотри, во что этот человек одет, на его лицо, глаза. Представила?

Василиса: Да, представила!

Психолог: Теперь представь тот магазин, в который ты боялась зайти, но только теперь рядом с тобой этот помощник, что он тебе сказал бы?

Василиса, улыбаясь: Ой, с этим помощником вообще ничего не страшно, она говорит мне спокойно зайти в магазин и нечего не боятся! В городе мне очень спокойно с этим человеком!

Психолог: Хорошо, теперь нарисуй себя и своего Внутреннего Помощника.

Василиса: Это просто.

Василиса нарисовала сначала себя и еще одну фигуру, поинтересовалась, догадалась ли я, кто ее Внутренний Помощник? Я высказала предположение, что возможно, это ее подруга. Она ответила, что это - ее мама.

Рисунок Внутреннего Помощника (рис.2):

Василиса: Мама всегда понимает и поддерживает, старается помогать всем, чем может. Когда мы с ней вместе выезжаем в город по делам, в том числе, связанным с поступлением в университет, она мне как подруга, с ней очень спокойно и весело.

Психолог: Возможно, твой страх отчасти и был связан с поступлением в университет, сдачей экзаменов, что будет новой ступенькой в твоем развитии, взрослении. Однако с этих пор, когда вдруг тебе станет страшно, вспомни об этом Внутреннем Помощнике, о том, как бы мама повела себя в затруднительной ситуации, что бы она сказала, как поддержала бы тебя.

Василиса: Хорошо, я попробую, спасибо.

 

Спустя некоторое время Василиса подошла ко мне и рассказала, что оказывается Внутренний Помощник «работает», хотя вначале Василиса подумала, что данному упражнению не стоит уделять особенное внимание.

Василиса: Теперь, если возникают трудности или мне страшно, я всегда вспоминаю этого Внутреннего Помощника и становиться как-то хорошо и легко, я знаю что и как нужно сделать!

 

На мой взгляд, консультационная работа должна иметь «обратную связь» со стороны обучающейся - мнение самой Василисы о нашем с ней взаимодействии выглядит следующим образом:

 

«Уже как два года я знакома с прекрасным человеком и профессионалом своего дела, Крамар Екатериной Сергеевной. Наше знакомство произошло, когда я училась в 9 классе. Когда мы пришли с моими одноклассницами знакомится к Екатерине Сергеевне, я представилась совершенно другим именем и очень странно себя вела, если честно мне немного стыдно за такое знакомство, но Екатерина Сергеевна нормально это все восприняла и поддержала мою не очень удачную шутку. Уже с первых минут знакомства я почувствовала поддержку от незнакомого мне человека. Я всегда была очень замкнутым и стеснительным человеком, но с приходом в нашу школу Екатерины Сергеевны я начала меняться в определенно лучшую сторону. Вскоре я стала регулярно посещать кабинет Екатерины Сергеевны, когда я приходила меня всегда встречали с улыбкой и теплом. Я могла прийти к Екатерине Сергеевне с любым вопросом и мне всегда помогали. Мы с моими одноклассницами обожали все перемены напролет проводить с Екатериной Сергеевной. Когда у меня возникают вопросы или мне как-то плохо я могу прийти к Екатерине Сергеевне и я буду знать, что меня примут, мне помогут и поддержат. Этому человеку я могу рассказать абсолютно все, потому что доверяю на все 100%, я ничего не скрываю, да и не вижу смысла. Екатерина Сергеевна помогает мне бороться с моей стеснительностью и замкнутостью и могу сказать с уверенность, что мне это очень помогает. Именно Екатерина Сергеевна помогла мне определиться с выбором будущей профессии, я хотела бы стать психологом. Для меня Екатерина Сергеевна - человек, на которого я ровняюсь и хочу быть похожей. Иногда общение с Екатериной Сергеевной для меня как глоток свежего воздуха, иногда я не могу представить, чтобы я делала, если бы не было возможности общаться с таким человеком, как она. Я безумно счастлива, что знаю Екатерину Сергеевну и уже не могу представить свою жизнь без ее присутствия, потому что именно этот человек занимает основную роль в моей жизни, это человек для меня играет огромное значение и является очень авторитетным».

Надеюсь, пример нашей работы с Внутренним Помощником поможет и другим педагогам-психологам и их ученикам в борьбе со страхами!

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ekramar23 (22.08.2018)
Просмотров: 260 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar